Печать с двумя гербами


Без печати невозможно представить себе ни один официальный документ, её наличие гарантирует подлинность любой деловой бумаги. Первые печати появились на территории современной Сирии, Палестины и других стран Азии.

На Беларуси печати известны с Х в. Самой древней из сохранившихся до нашего времени является печать полоцкого князя Изяслава Владимировича (? - 1001). Такие печати наши предки использовали для подтверждения подлинности документа. Со временем появились городские, монастырские, цеховые, частновладельческие, государственные печати. Понятия «печать» и «оттиск печати» в современном языке тесно переплетаются. Печатью правильно называть отпечаток, который делался штемпелем или матрицей. Последние изготавливались из разнообразных материалов: металл, кость, рог, камень и др.

В экспозиции Краеведческого музея сегодня можно увидеть несколько печатей. К наиболее интересным и уникальным относится печать с изображениями «Погони» и «Оленя» периода ХVІ - первой половины ХVІІ вв. Изготовленная из камня-песчаника, она имеет форму неправильного четырёхугольника. По обеим её сторонам расположены высокохудожественные рельефные геральдические изображения, выполненные в технике резьбы. На одной из сторон отчётливо просматривается фигура вооружённого всадника с занесённым мечом в одной руке и щитом в другой. Это - «Погоня» - государственный герб Великого княжества Литовского, в состав которого Полоцк входил с 1307 г. С другой стороны - очертания бегущего оленя и декоративной виньетки. «Олень» - герб Витебского воеводства, которое существовало с 1506 г. до момента вхождения Витебска в состав Российской империи в 1772 г.

Изображения «Погони» и «Оленя» негативные, что даёт основание считать данную плитку штемпелем или матрицей для создания позитивных изображений. Исследователи считают, что ей могли клеймить товар: воск, кирпичи, изразцы, а также использовать для оттиска медальонов на коже.

Печать была передана в 1987 г. Тарасовым С.В., руководителем археологических раскопок в Полоцке на Великом посаде. Она является ценным памятником белорусской средневековой сфрагистики, образцом тонкой ручной работы.