К вопросу об эпидемиях

Длительные военные действия на Полотчине в 1915-1920 гг. привели к осложнению санитарной ситуации. Медицинскую помощь в городе осуществляли 5 врачей земской и народной больниц. В начале 1920-х гг. Полоцк охватила эпидемия оспы. Требовалось срочное проведение прививочной кампании, но не хватало специалистов и вакцины. Оспенный детрит поставлялся в Полоцкую Народную больницу и во все фельдшерские пункты уезда бесплатно, но строго учитывался. Детям дошкольного возраста прививки делали в городской амбулатории и детской консультации, а учащимся – непосредственно в школах. Несмотря на трудности, в течение 2-3-х лет была привита не только значительная часть населения города, но сельской местности. Однако явное снижение эпидемии произошло только в 1926 г.
В 1921 г. мир был охвачен пандемией холеры. Появилась она и в Полоцке. Для борьбы с холерой была организована Чрезвычайная тройка. В Народной больнице холерных больных размещали в специальном бараке, рассчитанном на 30 мест. Население на добровольной основе прививалось противохолерной вакциной. Однако возникли трудности в её поставках и хранении. Для лиц, прибывающих в Полоцк, были созданы изоляционно-пропускные пункты и установлено медицинское освидетельствование. Выезжающие из города лица и не сделавшие прививку, не могли получить разрешение на выезд. На время эпидемии запрещалось проведение увеселительных мероприятий. 
Особую обеспокоенность в начале 1920-х гг. вызывала в Полоцке ситуация с туберкулёзом. Ещё в январе 1921 г. в городе появились первые противотуберкулёзные учреждения, а в 1923 г. в Народной больнице был открыт рентгеновский кабинет. Летом 1926 г. начал работу противотуберкулёзный диспансер. Только за первый год его работы врачи выявили лёгочные заболевания почти у 2 тыс. горожан и около 400 жителей села. Через год при диспансере открылась солнечная площадка для оздоровления детей, а в 1928 г. – солярий. 
Вторая половина 1923 г. стала временем распространения в городе дизентерии, дифтерии, тифа и кори. Несвоевременное обращение больных к врачу привело к росту смертности, в том числе и детской. Началась очередная прививочная кампания, но дифтеритной сыворотки не хватало. Поэтому эпидемия быстро перешла и на волости Полоцкого уезда. 
Заболеваемость брюшным тифом увеличилась с лета 1924 г., причём особенно у тех полочан, которые проживали на берегу р. Западная Двина. В Полоцке был открыт барак на 30 коек, но болезнь приняла затяжной характер, и этих мест было недостаточно. Только к лету 1925 г. тиф удалось ликвидировать, хотя его вспышки будут отмечаться в городе и в 1928, и в 1929 гг. 
Ещё одной эпидемией, с которой столкнулись полочане, стала корь. В 1925 г., при Народной больнице был открыт «корьевой барак», а в амбулатории 3 раза в неделю делали прививки. Корью был охвачен не только город, но и сельские населённые пункты. Во время учебного процесса, детям разрешалось посещать школу только через 3 недели после начала болезни, а некоторые школы и вовсе закрывались на карантин.
Лишь к началу 1930-х гг. появление санитарного надзора, активная просветительная деятельность медработников, вакцинация населения и дезинфицирование помещений, привели к снижению количества эпидемий, но окончательно не ликвидировали их.