Жизнь на переломе эпох: А.И. Картус

Альберт Израилевич Картус родился в Полоцке 15 апреля 1910 г. в еврейской семье. Его отец погиб в годы Польско-советской войны. Когда Аббе шёл 14-й год, в ноябре 1923 г., он одним из первых вступил в пионерский отряд им. КИМа. Подросток обладал хорошими организаторскими способностями и вскоре стал помощником вожатого. С 10 августа 1924 г. по 10 августа 1925 г. он являлся редактором отрядной стенной газеты «Касьцёр» (позже «Пионерская искра»). Ребят, писавших заметки в газету «Пионерская искра», называли пинкорами. Они рассказывали о жизни своего отряда и вели календарь знаменательных дат.

Один из номеров «Пионерской искры» был представлен на выставке стенных газет Полоцкого округа, открывшейся в марте 1925 г. в клубе им. К. Маркса. В её рамках проводился конкурс на лучшую стенгазету. Редколлегию такой газеты планировалось премировать. Выставку на протяжении месяца посещали учащиеся школ, лесного и педагогического техникумов, полковой школы 13-го стрелкового полка 5-й им. Чехословацкого пролетариата дивизии, рабочие и служащие городских учреждений и предприятий. В конце апреля 1925 г. были подведены итоги конкурса. Лучшей стала «Пионерская искра» и её редактор, Абба Картус, получил первую в своей жизни премию. Опыт работы, приобретённый в стенной газете в середине 1920-х гг., он пронёс через всю жизнь и использовал при написании мемуаров.

В январе 1925 г. Абба вступил в ряды членов ЛКСМБ, а в ноябре был отправлен на месячные курсы пионервожатых. И хотя А. Картус выбыл из пионерского отряда, должность редактора «Пионерской искры» за собой сохранил. Из-за болезни сестры – студентки Педагогического института им. А.И. Герцена, Абба с матерью в декабре 1925 г. переехали в Ленинград. Там юноша зарегистрировался на Бирже труда, которая направила его на обучение в ФЗУ при заводе «Красный выборжец». Там и начался трудовой путь молодого человека. В 1932 г. он поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер-строитель, который окончил с отличием в 1938 г. С 1938 по 1940 г. Альберт Израилевич – инженер Амурской экспедиции Ленинградской конторы по проектированию Байкало-Амурской магистрали. К 1941 г. были построены подходные к БАМу железные дороги, но работы приостановили в связи с Великой Отечественной войной.

В военные годы А.И. Картус занимался изысканием и проектированием прифронтовых трасс. С его участием были построены дороги, обеспечивавшие сообщение блокадного Ленинграда с «Большой землёй». Альберт Израилевич награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны А.И. Картус занимал ряд должностей, связанных с деятельностью Ленинградской конторы Желдорпроекта. С 1955 по 1973 г. он – главный инженер экспедиции «Ленгипромтранса». За многолетний и добросовестный труд Альберт Израилевич был награждён медалями «За трудовое отличие», «За освоение целины», «За строительство БАМа». В 1973 г., после ухода на заслуженный отдых, А.И. Картус много писал. В своих статьях он поднимал вопросы, связанные с железнодорожным строительством на Дальнем Востоке. Он отмечал трудности, с которыми пришлось столкнуться строителям, и описывал, как они их преодолевали. Одна из рукописей А.И. Картуса – «К истокам Амгуни» – хранится в МБУК «Музей истории БАМа» (г. Тында, РФ). Уже в 2000-х гг. в журнале «История Петербурга» были опубликованы его мемуары. На новой магистрали Северного широтного хода (Ямало-Ненецкий автономный округ) в честь А.И. Картуса, назван разъезд. Ушёл из жизни Альберт Израилевич в 2005 г. в возрасте 95-и лет.

Ещё в 1980-е гг. А.И. Картус передал ряд своих материалов в фонды НПИКМЗ, часть из которых сегодня находится в постоянной экспозиции Краеведческого музея Полоцка.