Фаянсовая статуэтка птички

Во второй половине XVII в. Полоцк превратился в огромную строительную площадку, что изменило внешний вид города до неузнаваемости. Одновременно возводятся архитектурные комплексы католического и православного монастырей. В это же время набирает обороты и частное строительство. Здания приобретают барочные формы с элементами классицизма.

Барокко, как и идеология сарматизма (культ дворянства в Речи Посполитой), в XVII в. предусматривала необходимость приобретения уважающими себя мещанами и шляхтичами предметов роскоши и приверженность европейской моде. В церемониальных залах богатых домов можно было часто увидеть камины, верхние полки которых были украшены статуэтками. Именно для этой цели служила небольшая фаянсовая птица, которая была обнаружена в развале здания XVIII в. на одной из главных полоцких улиц. Статуэтка в виде голубя украшена росписью прозрачными красками по белой эмали. Мелкие сколы рассказывают о ее длинном использовании, ведь хороший фарфор и фаянс в то время мог позволить себе далеко не каждый состоятельный горожанин.

Фарфоровые и фаянсовые изделия XVII в., которые были найдены в Полоцке, представляют собой большую редкость.