С.А. Сорин: трижды прославленный

26 февраля 1878 г. в семье портного Абрама Израиля Сорина и его жены Гени Изевелевны, проживавших на окраине Полоцка, появился ещё один сын. Его назвали древним еврейским именем в честь деда – Изевель. Семья была религиозной и принадлежала к хасидам – одному из религиозных направлений в иудаизме, отличавшемуся высокой степенью строгости поведения верующих. Способности к рисованию проявились у Изевеля в раннем детстве. Однако его отец был категорически против увлечения сына. Первым серьёзным рисунком одарённого ребёнка стала, сделанная карандашом копия иллюстрации из журнала «Нива» – «Александр II на смертном одре». Согласно семейной легенде Сориных, в 1893 г. в Полоцк на этюды приехал художник и Изевель, увидев его за работой, углём на стене своего дома нарисовал портрет этого мастера кисти. Отец был в гневе, возникла ссора, после которой Изевель ушёл из дома.

Почти 1,5 года скитаний в конечном итоге привели Изевеля Сорина в Одессу. Его мечтой стала учёба в Рисовальной школе, но чтобы поступить туда, нужны были не только способности, но и документы о начальном образовании, которых у юноши не было. И, тем не менее, в январе 1895 г. Изевеля приняли в Рисовальную школу. А в 1896 г. он сдал вступительные экзамены в Мужское общеобразовательное училище. Жизнь Изевеля в Одессе не была лёгкой – пришлось снимать «угол» у чужих людей, ночью работать в пекарне, утром разносить газеты, потом идти в училище, а после окончания занятий в нём – в Рисовальную школу. Именно там он делает первые успехи как художник-портретист. Окончив в мае 1899 г. Рисовальную школу, Изевель Сорин с аттестатом и Большой медалью, а также с документами на проезд и правом проживать и учиться в столице Российской империи, отправился в Санкт-Петербург в Императорскую академию художеств. Его приняли туда на обучение без вступительных экзаменов. Для молодого человека из бедной еврейской семьи это был путь к благополучному будущему. Изевель снял жильё на окраине города и приступил к занятиям под руководством художников И. Творожникова и В. Савинского. Юноша успешно учился, получал серьёзные поощрения за выполненные творческие работы и в октябре 1901 г. смог поступить в мастерскую И. Репина. За работы, созданные в этот период, И. Сорин получил первые премии, что позволило ему в период летних каникул 1902 г. совершить путешествие по р. Волга. Там и произошло его знакомство с М. Горьким, а также были созданы портреты писателя и его жены. Портрет М. Горького будет представлен на международной выставке в Сент-Луисе (США) в 1904 г.

Обучение в Императорской академии художеств предполагало практику за границей. При оформлении И. Сорину документов для выезда за пределы России у столичного чиновника еврейское имя Изевель превратилось в греческий эквивалент, употребляемый в РоссииСавелий. Революционные волнения 1905 г. вызвали временное закрытие Императорской академии художеств, и С.А. Сорин в мае 1906 г. покинул Россию. Он путешествовал по Италии, где изучал живопись старых мастеров. По возвращении из поездки в конце сентября Савелий сразу взялся за выполнение дипломной работы под названием «Вдохновенные минуты», которая заняла почти год. 31 октября 1907 г. Савелий Сорин получил диплом с отличием, Золотую медаль, звание художника и средства на годовую поездку за границу для совершенствования мастерства. Место стажировки было определено – Франция и Голландия. Но художник успел посетить также Бельгию, Германию, Швейцарию и даже Англию. Переезжая из города в город, из страны в страну, Савелий Абрамович знакомился с зарубежными художниками, бывал в музеях и на выставках, много работал сам. В конце 1908 г. с отчётом о стажировке С.А. Сорин вернулся в Санкт-Петербург. Всё складывалось у него благополучно, но Савелию не хватало общения с отцом и матерью, а Абрам Сорин не хотел прощать сыну уход из дома и увлечение, которое превратилось в профессию. А в 1899 г. многодетная семья Сориных переехала из Полоцка в Витебск.  Не складывалась и личная жизнь Савелия Абрамовича. Первые попытки создать свою собственную семью не увенчались успехом.

К 1912 г. в творчестве С.А. Сорина наметились серьёзные изменения. Он стал использовать для написания больших портретов наряду с традиционной («масляной») на холсте техникой изображения – смешанную, применяемую на бумаге (акварель, карандаши, пастель и др.). О художнике и выставках его работ заговорила пресса: появились статьи в журналах, посвящённых культуре – «Аполлон» и «Солнце России». А почтой России были выпущены открытки с репродукциями произведений С.А. Сорина. Вскоре Савелий снова уехал за границу. По возвращении он по-прежнему много работал. Творческому подъёму художника способствовала поездка по Самарской и Тамбовской губерниям, впечатление о которой и от встреч с новыми людьми он отразил в своих полотнах. После октябрьских событий 1917 г. в Петрограде Савелий Абрамович покинул этот город и поселился в Крыму, в Ялте. Туда и пришло известие о смерти отца в 1918 г., а вскоре родные С.А. Сорина из Витебска переехали в Петроград. Несмотря на гражданскую войну в стране, Савелий Абрамович весь 1919 и начало 1920 г. провёл в путешествии по Грузии и Азербайджану. В Тифлисе он написал портреты грузинских красавиц – Э. Дадиани, М. Чолокашвили и М. Шервашидзе-Эристави.

В мае 1920 г. С.А. Сорин принял решение покинуть Россию и уехал во Францию. Началась жизнь эмигранта. Но очень быстро художник получил всеобщее признание не только во французской столице, но и во всей Европе. Он стал одним из наиболее известных портретистов, что обеспечивало Савелию достаточно прочное материальное положение. Именно здесь он написал портрет русской балерины А. Павловой, получивший самые хвалебные отзывы. В 1921 г. С. Сорин участвовал в 4-х выставках. Одна из них проходила в Лондоне, и художник был приглашён в Букингемский дворец для создания портрета принцессы Йоркской – будущей королевы Елизаветы Английской. А в 1923 г. Савелий Абрамович посетил США, чтобы и там представить свои картины. Он принял участие в нескольких выставках, на одной из которых даже получил специальную премию. Однако вскоре художник вернулся в Париж и жил там следующее десятилетие, изредка бывая в США. Все эти годы С.А. Сорин финансово поддерживал мать, своих братьев и сестёр.

Вторая половина 1920-х гг. была плодотворной в творческой судьбе Савелия Абрамовича. В 1929 г. в Берлине был выпущен первый альбом художника, а в 1930-е гг. он участвовал в 7-и выставках по всему миру. В эти годы произошли изменения и в личной жизни С. Сорина: он встретил Анну Степановну Линн – женщину, которая стала не только его женой, но и верным другом. По воспоминаниям внука художника, Владимира Григорьевича Сорина, петербургского реставратора, который изучал историю жизни своего деда на основе архивных документов, Савелий Абрамович с супругой успели покинуть Францию до оккупации страны нацистами в 1940 г. Местом их постоянного проживания стали США. С.А. Сорина считали «дорогим» художником, в период Второй мировой войны заказов на портреты у него было много. Материальное благополучие Савелия Абрамовича  позволяло ему по-прежнему финансово поддерживать и родных, и своих друзей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

1946-1947 гг. Савелий Абрамович с супругой провели в основном в Европе: художник получил новый заказ британской королевской семьи – написать портрет старшей дочери короля Георга VI (будущей королевы Елизаветы II). Но работа уже не радовала художника – в блокадном Ленинграде от голода умерла мать, а вскоре ушли из жизни старший брат и племянник. Выполнив заказ, супружеская чета вернулась в США.

В начале 1950-х гг. резко ухудшилось здоровье самого С.А. Сорина. Последний год своей жизни Савелий Абрамович провёл в г. Вестпорт, где у них с супругой был загородный дом. Умер художник в ноябре 1953 г. и был похоронен в Нью-Йорке на кладбище Вудлаун. С.А. Сорин оставил завещание, согласно которому более сотни портретов, написанных им, передавались в СССР, в Третьяковскую галерею. Но только через 20 лет картины Савелия Абрамовича были привезены в Москву вдовой художника, проживавшей на тот момент в Монако. Однако Министерством культуры СССР в размещении всех полотен в галерее было отказано. Поэтому Анна Степановна большинство картин увезла обратно и передала в галерею князя Монако. Портретная живопись – это самый сложный вид изобразительного искусства. Полоцкому пареньку из бедной еврейской семьи удалось достичь его вершины и стать трижды прославленным – во Франции, США и, наконец, в России.