Во имя победы: посвящается железнодорожникам Полоцка 1940-х гг.

История железнодорожного сообщения в Полоцке началась более 150 лет тому назад. Новый вид транспорта быстро стал вытеснять грузовые и пассажирские перевозки на дальние расстояния по речным и сухопутным дорогам.
Ещё до Великой Отечественной войны Полоцк стал крупным железнодорожным центром Западной железной дороги: через город шли поезда в четырёх направлениях. Поэтому до 15 июля 1941 г., пока Полоцк не был полностью захвачен немецко-фашистской армией, работники железной дороги стали активными участниками эвакуации людей и имущества. Подачу и отправку вагонов и всех эшелонов, уходящих из Полоцка, под постоянными налётами вражеской авиации осуществлял начальник вагонного участка станции Полоцк Афанасий Васильевич Глебов. Когда враг вплотную подошёл к городу, А.В. Глебов в числе последних вместе со штабом железнодорожного узла покинул станцию. Через Невель он прибыл в Великие Луки, а оттуда — в Тамбов на Ленинскую железную дорогу, где почти год трудился поездным вагонным мастером. В июне 1942 г. А.В. Глебов был отозван в паровозную колонну № 3 и в составе поездной бригады сопровождал ценный эшелонный груз на Сталинградский фронт, обеспечивая его сохранность. Затем он продолжил службу на Курском и Белорусском направлениях. 5 ноября 1943 г. «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Афанасию Васильевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Уже в послевоенный Полоцк, в июле 1944 г., А.В. Глебов был направлен в качестве начальника вагонного депо. Перед полоцкими железнодорожниками в то непростое время было поставлено несколько задач – как можно быстрее восстановить производственные помещения и вагонный парк, обеспечить бесперебойное продвижение поездов на Запад. За короткий период времени полоцким железнодорожникам предстояло расчистить завалы разрушенного вокзала и депо, соорудить землянки для служебных помещений и жилья, а также приспособить для работы кузова разбитых немецких вагонов. На территории вагонного депо проводился ремонт паровозов, которым занимались опытные специалисты из числа бывших работников узла — товарищи Тризна, Жигун, Чехович, Бражелович, Верещагин. Они вернулись в город уже на второй день после его освобождения. К концу лета 1944 г. состав рабочих депо расширился за счёт местного населения, в основном женщин и молодёжи, половина из которых не была даже знакома с техническими процессами. Старые работники во главе с начальником депо Константином Прохожим брали себе в бригады до 25 человек и за короткий промежуток времени обучали их основам промывочного ремонта паровозов. В так называемых «школах производственного опыта» без отрыва от производства проходило в то время изучение передовых методик работы ведущих специалистов отрасли. Всего за вторую половину 1944 г. полоцкими железнодорожниками было обучено около 150 новичков. За успешное выполнение основных показателей по итогам года Главное Управление Западной железной дороги совместно с военным командованием фронта представили к награждению 26 железнодорожников 7-го отделения Полоцкого участка.
Железная дорога ежегодно перевозит не только сотни пассажиров, но и десятки тысяч грузов. Появляется новый подвижной состав, открываются новые маршруты. Она была и остается главной транспортной артерией, связывающей воедино города и страны. И за всей этой сетью стальных магистралей стоят опытные профессионалы, среди которых был и Почётный гражданин города Полоцка Афанасий Васильевич Глебов, дело которого в Полоцке сегодня продолжают его сыновья.